На своем опыте могу подтвердить, что развод и раздел имущества здесь – достаточно долгая, сложная и дорогостоящая процедура. В каждом штате США существуют свои правила развода и способы раздела совместно нажитого добра, в том числе инвестиций, пенсионных накоплений, ценных бумаг, страховых полисов и.т. д. Подавляющее большинство американских разводящихся пар вынуждены нанимать адвокатов, с помощью которых делится имущество и определяется порядок опеки над детьми. Развод и раздел имущества – разные правовые процедуры. Во многих случаях, как, например, в моем собственном, развод закончился через год после подачи документов, в то время как раздел имущества продолжался еще несколько лет. При самом простом разводе – без раздела имущества – услуги адвоката обходятся бездетной семейной паре приблизительно в десять тысяч долларов. Но такие ситуации встречаются крайне редко. В среднем один развод облегчает кошелек разводящегося американца на тридцать тысяч. Если учесть, что в США в среднем регистрируется около полутора миллионов разводов в год, можно оценить прибыли семейных адвокатов.
Эксперты по семейным проблемам советуют американцам начинать подготовку к разводу как минимум за полгода до того, как ими будут предприняты первые официальные шаги в этом направлении. Они рекомендуют собирать все бумаги, особенно финансовые отчеты; по возможности заранее сделать фотографии дорогих и ценных вещей в доме; составить список полученных и подаренных подарков; держать свои планы в секрете ото всех; никогда не доверять супругу в финансовых вопросах; перед разводом максимально упорядочить и «очистить» личную жизнь, чтобы не дать оппонирующей стороне использовать какие-то неблагоприятные факты к своей выгоде, и т. д.
При всем цинизме некоторых из этих советов, практическая польза от них становится очевидна во время судебных процессов. Я сам проходил через эту неприятнейшую процедуру, поэтому соглашусь с американцами, у которых есть поговорка better safe than sorry – то есть лучше заранее себя обезопасить, чем потом сожалеть.
Я уже говорил, что даже подписание брачного контракта перед свадьбой не обязательно защитит вас от необходимости отстаивать свои имущественные интересы в суде во время развода.
Американское семейное законодательство и в теории, и на практике реально пытается разобраться, как с наименьшим ущербом устроить дальнейшие судьбы детей бывших супругов. Это еще одно поле битвы адвокатов, в том числе по поводу характера, суммы и системы выплаты алиментов. Речь идет о больших деньгах – разведенные матери и отцы в сумме перечисляют своим бывшим супругам и детям около пятидесяти миллиардов долларов в год. Статистика показывает, что алименты в США платят около восьми миллионов человек, 84% из них – мужчины. Любопытно, что, в отличие от России, в большинстве случаев алименты выплачиваются на всю бывшую семью, в том числе на жену, а не только на ребенка.
В разных штатах действуют законы и правила, касающиеся гарантий сохранения привычного уровня жизни одного из супругов, если есть опасность того, что развод окажет на него негативное воздействие. Можно привести немало примеров такого рода. Например, если жена учится в университете, уходящий из семьи муж в большинстве случаев должен будет обеспечить ей финансовую возможность закончить образование. Или, если развод застал одного из супругов в разгар болезни, второй будет обязан выплачивать медицинскую страховку. Все это тоже усложняет и драматизирует процесс раздела имущества, но одновременно дает возможность юристам обеих сторон поупражняться за счет клиентов в изобретательности перед законом.
В большинстве штатов США, в отличие от России, есть одно довольно жестко выполняемое правило, касающееся дел о разводе. Если один из супругов на время развода или выяснения отношений выехал – даже временно – из дома, вернуться туда он, как правило, не сможет. Сточки зрения владения этот дом или квартира может оставаться в его, ее или совместной собственности, но жить там отныне будет лишь один из разводящихся супругов. Жилье становится именно его временной резиденцией – по крайней мере, до решения суда, которого зачастую приходится ждать несколько месяцев или даже лет. Поэтому традиционное российское поведение, включающее отъезды жены к маме или временное проживание разводящегося мужа у друзей, в Америке не сработает. Жена, сбежавшая от мужа пожить к маме, или муж, решивший переждать, пока не улягутся семейные страсти, в свободной квартире приятеля, вряд ли получат возможность запросто вернуться в бывшее супружеское гнездо, если дело о разводе не будет отозвано.
Американская Фемида – видимо, в целях предотвращения роста домашнего насилия – старается моментально разделить места проживания разводящихся супругов. Особенно если в семье есть дети, которых надо защитить от семейных сцен. Это надо иметь в виду. Другой супруг сможет снова попасть в еще недавно свой дом только по решению суда и по согласованию с бывшей женой или мужем. Так, моя бывшая жена осталась жить в доме, я жил в квартире в Вашингтоне. Первая возможность посетить дом, который наполовину все еще принадлежал мне, была мне предоставлена примерно через полгода после начала бракоразводного процесса, и только на два часа. При этом присутствовали адвокаты обеих сторон и моя бывшая жена. Мне дали время, чтобы осмотреть все, что я хочу, чтобы подготовиться к разделу имущества. Меня, правда, интересовали только несколько вещей – библиотека и коллекция антиквариата и произведений искусства. Чашки, подушки, стулья или мебель для заднего двора я, естественно, делить не собирался. Проблема была не только в том, чтобы правильно определить, какие вещи кому из супругов принадлежат, но и понять, не пропало ли за это время из дома что либо из того, что должно быть поделено или просто отдано мне. Как я понимаю, в подобных ситуациях всякое бывает... Отсюда мораль – вернее, правило, которое известно каждому американцу: как бы ни ссорились в семье, из дома лучше не уезжать. Нужно продолжать в нем жить, пусть даже в разных спальнях или на разных этажах. Но даже когда вы с бывшим супругом наконец примете решение о разделе домашнего имущества, не думайте, что вы можете лично приехать в свой бывший дом и забрать его. У вас нет доступа в дом, нет ключа, вы не знаете новой комбинации отключения системы безопасности... Другой супруг просто нанимает грузовую компанию, которая упаковывает все ваши вещи и отвозит на специально снятый для этой цели склад. Ключи вы получаете через определенное время через своего адвоката – и отправляетесь на этот склад производить инвентаризацию переданного вам имущества. Составлять списки лежащих на складе вещей вы будете также под присмотром двух адвокатов – вашего и вашего бывшего супруга – чтобы вы под шумок ничего не зажилили и не смогли потом сказать, будто вам не передали чего-либо из положенного вам по судебному решению или что-то было испорчено, разбито, сломано.
Напомню, что речь сейчас шла лишь о домашнем имуществе. Это самое простое. А вам еще предстоит разбираться с недвижимостью, что особенно трудно, если она расположена в разных штатах или – что еще хуже – в разных странах. Еще придется решать судьбу ваших бывших семейных машин, инвестиций и банковских счетов, страховых полисов и пенсионных накоплений. С момента формального начала бракоразводного процесса вам уже не удастся запросто получить нужную информацию от бывшего партнера. На все будет необходимо решение суда, потребуется писать запросы в банки и инвестиционные компании и неделями ожидать ответа от них. Я, например, даже не смог получить копии прошлых налоговых документов, хотя на протяжении длительного времени мы платили налоги всей семьей. Теперь эти бумаги неожиданно стали для меня конфиденциальной информацией.
В подавляющем большинстве случаев гонорар адвокатов базируется на почасовой оплате. Час работы адвоката, занимающегося разводом, в среднем стоит от трехсот пятидесяти до восьмисот долларов в зависимости от его квалификации, репутации и месторасположения фирмы. Разумеется, гонорар их помощников гораздо ниже – в среднем от двухсот до четырехсот долларов за час. Есть, конечно, адвокаты, которые работают с клиентом за заранее оговоренную плату или процент от суммы, полученной клиентом, но это, как правило, распространяется на дела о страховках, врачебных ошибках, производственных травмах и т. п. – или когда состояние разводящейся семьи действительно очень велико.
Есть еще один обременительный, но обязательный элемент в делах о разводе в США. Почти во всех штатах перед тем, как окончательно обращаться в суд за решением, разводящейся паре по закону необходимо пройти процедуру медиации, то есть попытки договориться с бывшим супругом во внесудебном порядке.
Нанимается (вами опять же) юридическая компания, которая специализируется на медиации разводящихся семейных пар. У нее должна быть соответствующая лицензия на такую деятельность. Обе стороны предоставляют юристам документы и свои аргументы, а они, посадив вас в разные комнаты в своем офисе, пытаются в течение дня найти точки соприкосновения ваших позиций, определить наиболее острые разногласия и предложить компромиссные решения. Другую сторону вы не видите, общаетесь с бывшим супругом только через медиатора.
Аналогично, американский судья не примет к рассмотрению дело о разделе имущества или недвижимости, если оно не прошло через попытку официального внесудебного рассмотрения и поиска компромисса. Таким образом, вам придется еще не раз обращаться к соответствующим медиаторам. И это еще один удар по вашей чековой книжке – как, впрочем, и по чековой книжке вашего бывшего мужа или жены. Поэтому, как говорят опытные американцы, надо постараться разводиться не через суд. Лучше просто оставить все одной стороне и уйти, начав с чистого листа. It ' s time to move on ... Иначе вы оба потеряете немало денег, времени и нервов, что не может рано или поздно не сказаться на ваших детях. Кстати, то, что происходит с детьми в случае развода родителей в Америке, – отдельная многолетняя правовая и финансовая песня. Их страховки и образование, летний отдых и поездки за рубеж – все регулируется законом и официальным договором между двумя сторонами, заключенным специально по этому поводу. В моем случае удалось избежать трудностей хотя бы в этой сфере. Как и в России, развод, раздел имущества и выработка правил в отношении детей – три разных процесса. Если развод – самая простая вещь, он происходит практически автоматически после года жизни по отдельности, то два остальных процесса способны вымотать ваши нервы и выжать банковские счета до предела. Никогда не знаешь, откуда ждать очередной неприятности, какое решение примет судья, на чью сторону станет закон в его интерпретации и т. д. Американский судья, как я могу судить по своему собственному опыту, – человек, чрезвычайно загруженный работой и тяжестью личной ответственности, которая лежит на его плечах. Особенно судья в небольшом провинциальном городке, где, например, проходил мой бракоразводный процесс. Он отлично понимает, что от его решений в этом городке многое зависит: спокойствие граждан, стабильность местной экономики и безопасность улиц, поэтому обычно только радуется, если стороны процесса договариваются обо всем заранее и выносят на его утверждение решение, которое не будут оспаривать позже.
Иными словами, принимая решение о начале процедуры развода в США, вы должны хорошенько продумать свои дальнейшие шаги и оценить расходы, которые вы готовы понести как в случае удачного, так и неудачного для вас рассмотрения этого дела судьей. Необходимо найти эффективного адвоката, который будет заниматься вашими проблемами. Я, например, на каком-то этапе даже принял решение поменять юридическую контору, которая представляла мои интересы при разводе, так как мне казалось, что фирма, которую я выбрал первоначально, слишком медленно раскачивалась. Адвокаты фирмы просили меня этого не делать – никому неохота терять клиентов. Могу сказать по собственному опыту и опыту моих знакомых американцев: мелочей и подводных камней в бракоразводном процессе очень много. К этому надо быть заранее готовым.
Повторюсь, развод в США – большой бизнес. Я уже писал в предыдущей книге, что, когда я искал себе адвокатов, первый вопрос, который мне задавали прямо в лоб, – какой у меня годовой доход. Смысл его прост и незамысловат, хотя и несколько циничен – он заключается в необходимости узнать, могу ли я себе позволить их нанять. Если да – разговор продолжится, если нет – вам посоветуют обратиться в более дешевую компанию. Если для вас выбор адвоката – дело серьезное, то и для юридической конторы новый клиент – дело не только потенциально прибыльное, но и ответственное. Никто не хочет оказаться в разгар судебного процесса с клиентом, от которого уже нельзя просто так избавиться (закон этого не позволяет), но который не в состоянии полностью оплачивать услуги юристов. Иногда юридические конторы даже подают в суд на своих бывших клиентов, стараясь получить причитающиеся им деньги, однако это не улучшает, как говорится, репутацию компании, поэтому в большинстве подобных случаев адвокаты пытаются договориться по-хорошему, например, выработав план по постепенной выплате долга или согласившись на его частичную выплату.
Апофеозом всех этих усилий, стараний и расходов становится подписание обеими сторонами, выражаясь языком дипломатов, «всеобъемлющего соглашения», в котором бывшие супруги гарантируют, что все вопросы решены и они больше не имеют каких-либо претензий друг к другу. Вы как бы не только психологически переворачиваете семейную страницу своей жизни, но и гарантируете, что больше не будете возвращаться к каким бы то ни было проблемам в ваших взаимоотношениях, существовавшим до момента подписания этого документа. Прошлое остается в прошлом. И если вы попробуете опять поднять какой-либо вопрос оттуда – суд просто откажется его рассматривать.
Николай Злобин — американский, российский политолог, историк и публицист
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ