Foreign Affair: Нигерия, Африканский гигант
Расскажу в рамках цикла Foreign Affair о такой интересной стране как Нигерия. Нигерия является одной из самых густонаселенных стран в мире – это третья по размеру англоговорящая популяция в мире (после США и Индии), - не даром, к стране применяется эпитет Африканский гигант. Вот об этом гиганте: как он появился, как дожил до сегодняшних дней и как обстоят дела у тамошних мужчин, естественно, речь и пойдет. Страна, на мой взгляд, очень интересная и ее история заставляет задуматься (как, впрочем, и история любой другой страны). Короче, начнем.
Первое упоминание о цивилизации в Нигерии датируется аж 1500 г. до н.э. Речь идет о так называемой цивилизации Нок. Настоящее имя этой цивилизации до нас не дошло, а название «Нок» взято в честь местной деревни, у которой нашли следы этой цивилизации: если верить истории, в 1929 году там нашли олово и принялись обустраивать рудник для его добычи, а во время земляных работ случайно обнаружили терракотовые фигурки, непохожие на другие культуры. А позже, когда уже в 70-х в эту местность отправилась археологическая экспедиция, фигурок, как и прочих артефактов, было обнаружено еще больше.
Фигурки цивилизации Нок.
Помимо фигурок, данная цивилизация оставила после себя еще и различные бронзовые изделия. Вообще, для Африки изделия из бронзы довольно редки: на континенте мало олова, поэтому изготовление бронзы было затруднительно – большинство африканских цивилизаций из каменно-медного века сразу перепрыгнули в железный, минуя бронзовый, но в районе современной Нигерии олово было (собственно, даже рудник, при разработке которого были обнаружены следы цивилизации Нок, был оловянный), а значит была и бронза.
Бронзовая маска цивилизации Нок. Ганс Гигер вдохновлялся, видимо, подобным.
А в примерно 300 г. до н.э. цивилизация Нок вдруг исчезла – никто не знает куда и почему. Возможно, это была эпидемия, или их завоевали, или просто в регионе закончилась питьевая вода и они куда-то ушли: в Африке с питьевой водой вообще всегда были проблемы, и археологи находят немало покинутых городов (например, Великое Зимбабве или Геде на территории современной Кении), которые местным жителям приходилось покинуть из-за того, что источник питьевой воды иссякал.
В общем, так или иначе, цивилизация Нок исчезла, уступив место другим народам.
Вообще, территория современной Нигерии являлась (да и до сих пор является) домом для разных народов с разной культурой, религией, обычаями и т.д. - иногда это приносило и приносит немалые проблемы, но об этом ниже.
666 комплементарных народов Нигерии.
Или можно так.
Народы эти можно грубо разделить на четыре большие группы: йоруба, эдо, игбо и хауса. Все они создали собственные государства, находящиеся на момент колонизации их европейцами в XIX веке на уровне примерно плюс-минус, Позднего Средневековья.
Йоруба образовали государство под названием Империя Ойо, по устройству напоминающая то, что представляет в своих мечтах Ганс Герман Хоппе – конфедерация отдельных общин с монархом во главе. То есть, по сути, монарх являлся своеобразным председателем на совете старейшин и вождей этих самых общин – власть его не была абсолютной, а позже должность монарха стала и вовсе выборной, а не наследуемой.
Государство вело себя довольно агрессивно и экспансивно, нередко нападая на своих соседей и захватывая немалое количество пленников, которые использовались в качестве рабов – как у себя, так и на продажу. Вообще, работорговля (сначала основными покупателями были арабы, а потом португальцы), наряду с торговлей слоновой костью, тканями и пальмовым маслом, была основной статьей дохода государства Ойо.
В отличие от большинства африканских государств, Ойо активно использовали тяжелую кавалерию, которой большинство соседей мало что могли противопоставить, потому вынуждены были с ними считаться.
Тяжелая кавалерия Ойо.
Также они достигли довольно больших успехов в обработке металлов – умели коваль изделия не только из железа, но и из стали.
Церемониальный меч йоруба из латуни (воевали такими же, но стальными). Вообще, с этим мечом у меня есть веселая история: выложил я однажды эту картинку в паблике любителей Ведической Руси – мол, смотрите, какие изделия ковали у нас до христианизации, пока Русь огнем и мечом не крестили, а местные как начали репостить это везде. Вот так вот.
Однако, в XVIII веке государство Ойо пришло в упадок – как из-за внутренних распрей, так и из-за давления со стороны соседей, и даже тяжелая кавалерия их не спасла, тем более, некоторые соседи – Дагомея, например, уже обзавелись приобретенным у европейцев огнестрельным оружием, научились ставить «ежи» и прочие сооружения, которые положили конец доминированию тяжелой кавалерии в Европе. Положили они ему конец и в Африке.
Южнее от Ойо располагалось Королевство Бенин (к существующему ныне государству Бенин отношение имеет довольно опосредованное) народа эдо, известное своими изделиями из бронзы, которые иногда сравнивают с произведениями античных скульпторов.
Также известны знаменитой Бенинской крепостью (насколько ее можно назвать крепостью, т.к. африканцы обычно фортификацией не увлекались: источник питьевой воды мог в любой момент иссякнуть и крепость пришлось бы оставить, таким образом они были больше кочевниками). К сожалению, английское завоевание крепость не пережила: внешние стены были разрушены почти полностью, а позже демонтированы, а вот внутренние – не такие высокие, существуют и по сей день и являются местной достопримечательностью.
Как и их соседи из Ойо, бенинцы были весьма воинственны – один их флаг о многом говорит:
Традиционным оружием бенинцев был довольно короткий меч с широким клинком:
В свое время, в оружейных сообществах была популярна тема о т.н. ножах с «фронтальным резом», «гильотинным уколом» и прочими конструкциями, когда нож имеет очень широкое острие – по факту, еще одну режущую кромку, - клинки с такой геометрией позиционировались как супероружие и чуть ли не как ядерная бомба, - все эти НДК, дикры, «русские национальные ножи» кондраты и т.д.. Так вот, африканцы тоже очень любили фронтальный рез. Вот, например:
На самом деле, если в наших широтах эффективность всех этих фронтальных режиков (еще и со стамесочной заточкой нередко – кто-то с перепою решил, что так эффективнее) сомнительна, то вот в Африке, где когда тепло ходят с голым торсом, а когда холодно – надевают майку, такая штука имеет смысл, так как пробивать слои брони и/или одежды, с чем узкий клинок справится лучше, не нужно, а широкая рана во всех отношениях проблемнее для супостата, чем узкая.
Ну ладно, это я отвлекся.
Бенинцы довольно долго воевали с Ойо – последние пытались их завоевать, но в итоге сами попали в зависимость от Бенина. Однако поскольку с точки зрения культуры йоруба были более развиты, то бенинцы, несмотря на то, что были завоевателями, приняли культуру йоруба: письменность (вернее, скорее протописьменность – клинописи типа германских рун: «Здесь был Вася» ими написать можно, а вот книгу написать – уже нет, потому в Западной Африке перешли на арабскую вязь, а позже – на латиницу), религию (кстати, довольно похожую на скандинавское и германское язычество). В общем, произошло то же самое, что и с монголами, завоевавшими китайцев: те вскоре сами окитаились и стали в большей степени китайцами, чем монголами.
Завоевание Королевства Бенин весьма трудно далось даже англичанам, несмотря на техническое превосходство, и в Южной Нигерии считают, что если бы не произошедшее одновременно с английским вторжением восстание рабов, то бенинцам, возможно, удалось бы отстоять свою независимость, как это удалось, например, эфиопам.
Но проверить уже не удастся.
И Ойо и Бенин, как я указал выше, активно занимались работорговлей – например, город Лагос, крупнейший город современной Нигерии и ее промышленная столица в наши дни, изначально был лагерем работорговцев, а прибрежный регион, расположенный на территории современной Нигерии, ранее был известен как Невольничий берег.
На юго-востоке проживал народ игбо.
Эти гаврики были весьма мирные – этакие хиппи-пацифисты (наверное, поэтому миссионеры отмечали, что если йоруба и эдо предпочитали Ветхий Завет про то, как Давид убивает Голиафа, а стены Иерихона рушатся от рева труб, то игбо больше по нраву был Новый). В отличие от соседей, у них сильной армии не было, как и более-менее централизованного государства, которое позволяет ее создать: жили они отдельными общинами, чем соседи и пользовались, угоняя их в рабство (привет анархистам). Поскольку если кто-то не хочет кормить свою армию, то кормить он будет чужую.
Чернокожие, проживающие в США, Южной Америке или в странах Карибского бассейна – это, в большинстве своем, потомки игбо.
На севере проживал народ хауса, который, несмотря на то, что не отличался от своих южных соседей антропологически, имел совершенно другую культуру и традиции: если южане имели довольно эгалитарное общество (по крайней мере, в отношении своих – обращать в рабство чужих эгалитаризм им ничуть не мешал) с довольно плоской иерархией, у хауса была строгая кастовая система, если южане придерживались в основном африканской традиционной религии, а позже, под влиянием португальских миссионеров, и христианства, то хауса были мусульманами.
Им удалось создать одно из крупнейших и сильнейших государств доколониальной Западной Африки – Халифат Сокото, который постоянно вел завоевательные войны, расширяясь. Подобно Ойо, Сокото активно использовали кавалерию, что обеспечивало им военное превосходство вплоть до появления в Западной Африке огнестрельного оружия.
Экипировка всадника Сокото в местном музее.
Ну и, естественно, как и их южные соседи, хауса их Халифата Сокото активно использовали рабский труд – в качестве рабов использовались, в основном, менее технологически развитые и организованные жители Центральной Африки, которые трудились, в том числе, и на хлопковых плантациях – в 1790-х Западная Африка, в том числе и государства, расположенные на территории современной Нигерии, были крупнейшими поставщиками хлопка в Европу.
В 1851 Британская Империя, под предлогом борьбы с рабством, начала вторжение в Западную Африку, которое было ознаменовано бомбардировкой Лагоса.
Война давалась британцам нелегко, но в 1897 Британская Империя наконец-то завоевала Королевство Бенин, а в 1902 и прочие южные государства были завоеваны, и на их территории был установлен Южнонигерийский Протекторат. Британская Империя же начала вторжение в Халифат Сокото и в 1903 при Битве у Кано нанесла ему решающее поражение – решающую роль сыграли пулеметы «Максим».
Завоевание Нигерии дорого обошлось британцам (впрочем, неизвестно, что унесло больше британских жизней – копья и ружья местных или болезни и прочие тяготы, поскольку условия в Африке весьма суровые: мухи цеце, отсутствие питьевой воды, палящее Солнце, под которым варишься заживо), а тут еще и местные неспокойны – восстание поднять норовят.
Потому первый губернатор Нигерии Фредерик Лугард придумал хитрый план: объединить Южный и Северный протектораты в единую Нигерию (название страна получила в честь протекающей здесь реки Нигер). Абсолютно разные народы, имеющие разные культуры и ценности, в прошлом нередко воевавшие друг с другом не могли представлять британскому владычеству угрозы – они, подобно крабам в ведре, и сами вылезти не могли, и другим не давали. На то и был расчет. Привет некоторым личностям из Мужского Движения, которые призывают объединяться всем со всеми – иногда полезнее бывает размежеваться.
Фредерик Лугард.
Флаг Колонии – Протектората Нигерии. Очень интересный.
В 1960 году европейцы начали уходить из Африки, и Нигерия стала независимой. В принципе, в отличие от многих африканских стран, Нигерия де-факто имела правительство, состоящее из местных, пусть и являющихся подданными Британской Империи.
Вообще, если испанцы, например, на колонизированных территориях завоеванные народы объединяли между собой в одну единую общность (в основном, через католицизм), то англичане этим не заморачивались – напротив, они выбирали какой-то один народ, давали ему привилегии и ставили над другими. В результате после обретения независимости все это выливалось в межэтнические конфликты, многие из которых до конца не урегулированы и по сей день.
Колониальная элита была представлена, в основном, северянами, хауса, которые управляли страной от имени Британской Короны. В отличие от южан, хауса были весьма лояльны Британской Империи, их «дикие дивизии» принимали активное участие в ее военных операциях, а некоторые их представители даже были посвящены в рыцари. Если йоруба, игбо и эдо были ради обретению независимости, то хауса к идее независимости относились весьма холодно – это добавило еще одну монетку в копилку межэтнических конфликтов внутри страны.
Правительство молодой Республики Нигерия было организовано таким образом, чтобы были учтены интересы всех народов. Президентом стал Нманди Бенжамин Азикве, также известный как Зик, игбо по происхождению, а премьер-министрами были назначены хауса Сир Ахмад Ибрагид Белло Сардауна (рыцарь Британской Короны, кстати) и йоруба Обафеми Иеремея Ойенийи Аволово, позже к ним добавили и представителя от эдо – в общем, никто не ушел обиженным.
Азикве, черный рыцарь Сардауна и Аволово. Каждый представлял один из регионов страны: Западный, Северный и Восточный соответственно.
К сожалению, Новая республика просуществовала недолго: в 1966 году была предпринята попытка военного переворота. Заговорщики смогли убить несколько высокопоставленных чиновников и военных, но в конечном итоге были остановлены. Однако военные Нигерии воспользовались данной попыткой переворота как предлогом для того, чтобы потребовать передачи власти от гражданского правительства к военному, в результате, несмотря на то, что переворот провалился, у власти все равно оказалась военная хунта, возглавляемая генералом Джонсоном Агуийи Айронси.
Генерал Айронси.
Правителем Айронси был компетентным и стабилизировать ситуацию в стране ему удалось, но у него был один недостаток: он, как и участники переворота, был игбо, в то время как большинство военных, в том числе высокопоставленные, были хауса. В результате не прошло и года с момента провалившегося переворота, как произошел следующий – на этот раз успешный, совершенный группой офицеров-хауса. К власти пришел генерал Йакубу Говон, также известный как «Джек», печально известный как один из наиболее коррумпирванных правителей в истории.
Айкубу Говон.
Говон начал преследование народа игбо. Тут следует уточнить одну деталь: если ранее, каких-то сто лет до описываемых событий, игбо были этакими хиппи и мальчиками для битья, то теперь они поняли, что делают что-то не так и взялись за ум: до сих пор большинство выпускников нигерийских ВУЗов, а также нигерийских студентов, которые ездят на стажировки за рубеж – игбо, и в наши дни игбо имеют репутацию самого трудолюбивого народа Африки. Мой друг из Нигерии (сам он йоруба) называет игбо «африканскими евреями», а вот хауса можно сравнить с другими народами Русского Мира – малыми, но очень гордыми. Таким образом, большинство бизнесов в Нигерии принадлежали игбо, большинство интеллигенции было игбо. Ранее это никого не волновало, но сейчас все поменялось: бизнесы стали отбирать и передавать в руки военных-хауса, людей стали массово увольнять с работы из-за того, что они игбо, стали выселять. Многие игбо вынуждены были переехать в Восточный Регион. Несмотря на то, что в регионе находятся довольно крупные нефтяные месторождения, его бюджет при Говоне был сильно урезан, правительство качало нефть, но вырученные деньги клало себе в карман, а не пускало на развитие региона. Фактически, один из кормящих страну регионов оказался самым бедным, а народ, осуществляющий наибольший вклад в экономику страны приобрел статус изгоя, что, естественно, привело к росту среди его представителей сепаратистских настроений.
В 1967 году игбо Восточного Региона воскликнули: «Хватит это терпеть!» и заявили о своей намерении отделиться от Нигерии, провозгласив свободную Республику Биафра. Президентом республики был выбран полковник Одумегву Оджукву.
Флаг Биафры.
Полковник Оджукву.
Эти события положили начало Нигерийской гражданской войне.
Поначалу войска Биафры смогли не только укрепить свои позиции в восточном регионе, но даже начали свое продвижение на запад – сопротивления они практически не встречали, более того, многие воинские части, состоящие из игбо и йоруба присоединялись к ним для борьбы с диктатурой военной хунты хауса.
Однако большинство военных успехов Биафры было вызвано, скорее всего, эффектом неожиданности – как только нигерийцы смогли прийти в себя и развернуть свои вооруженные силы, ситуация была переломлена. Нигерийцы имели как численное, так и техническое превосходство. Плюс, Нигерия получала активную поддержку от Великобритании – как в виде финансовой помощи, так и в виде поставок оружия.
Помимо военного превосходства, Нигерия взяла Биафру в блокаду, полностью контролируя побережье и не давая заниматься рыболовством, а также блокируя все поставки продуктов питания. Восточный регион был центром нефтедобывающей промышленности, но сельское хозяйство там было развито слабо, поэтому население начало голодать.
Обложка журнала с голодающими детьми Биафры.
Биафра уже готова была сдаться, но вдруг к ним неожиданно пришла помощь от Франции. Шарль Де Голль, бывший в то время Президентом Франции, назвал цели и идеалы правительства Биафры «справедливыми и благородными» и начал поддерживать его поставками оружия. Но на самом деле цели Де Голля были куда более прагматичны: Оджукву обещал Франции квоту на 7% всей нефти, добываемой на территории Восточного региона в случае, если Биафра сможет отстоять свою независимость.
В США также начались массовые демонстрации в поддержку Биафры.
В 1969 году Ричард Никсон выразил свою поддержку независимой Республике Биафра и США начали поставлять ей как гуманитарную помощь, так и оружие. Вмешательство США побудило вмешаться и их идеологического противника – СССР.
До войны Великобритания, – основной поставщик оружия и военной техники для Нигерии, отказывалась поставлять ей военные самолеты и учить военных летчиков. В принципе, ВВС у обеих сторон были, но это были или «кукурузники», или пассажирские самолеты, переоборудованные под бомбардировщики. Но СССР исправил эту ситуацию, предоставив Нигерии 20 боевых самолетов МИГ-17 и несколько бомбардировщиков Ту (модель не помню), а также направив инструкторов для обучения нигерийских пилотов, что позволило Нигерии взять небеса под контроль. Превосходство в воздухе обеспечило Нигерии победу и в 1970 году Одумегву Оджукву бежал из страны, а правительство Биафры сдалось. Республика Биафра перестала существовать.
Гражданская война и коррупция опустошили экономику страны и, несмотря на резкий рост цен на нефть в 1973 году, экономического роста и роста уровня жизни не наблюдалось – все деньги, вырученные за нефть, оседали на счетах иностранных компаний, а также на счетах администрации Говона. Напряжение в стране росло и в 1975 году произошел очередной военный переворот. Новым правителем страны стал Генерал Муртала Мухаммед.
Муртала Мухаммед.
Придя к власти, Мухаммед предпринял ряд важных для страны реформ, одной из наиболее важных из которых был т.н. «Билль о нефти», усиливший контроль государства за добычей нефтяных ресурсов – основной экспортной продукции Нигерии, что привело к экономическому росту и позволило за год увеличить ВВП на душу населения вдвое. Также Мухаммед проводил довольно успешную политику нацибилдинга, пытаясь объединить народы Нигерии в одну единую нацию – нигерийцев. Его обращение “Fellow Nigerians!” («Дорогие нигерийцы!») стало его своеобразной визитной карточкой и даже локальным мемом – у нас в России тоже был президент, использующий схожее обращение, которое также стало мемом, но в отличие от него Мухаммед для страны сделал много и мнение о нем, в основном, положительное.
Но был у Мухаммеда один недостаток: он был слишком мягок и гуманен, - он не стал ни расстреливать лидеров предыдущего правительства, включая самого Говона, и даже не стал сажать их в тюрьму, а просто выдворил их из страны, объявив personas no grata. В результате уже через год – в 1976, автомобиль генерала был расстрелян неизвестными, после чего его, еще живого, вытащили из машины и забили до смерти, просто оставив тело на улице. Была доказана связь Говона и заговорщиков.
Эпоха переворотов длилась еще пару десятилетий – одна хунта сменяла другую, гражданские правители сменяли военных, пока в 1999, наконец, не образовалась существующая и по сей день Четвертая Республика. Президентом является Мохаммаду Бухари – интересно то, что в 1983 году он приходил к власти в Нигерии посредством военного переворота, но затем – после образования Четвертой Республики, принимал участие в борьбе за власть уже посредством демократических выборов (хотя демократия в Нигерии примерно такая же, как в современной России), пока в 2015 году не был наконец избран на пост президента, а в 2019 году – избран на второй срок.
Мохаммаду Бухари и Владимир Путин. Мы с тобой одной крови – ты и я!
С одной стороны, правительство Бухари обвиняют в коррупции, с другой, он смог создать благоприятную ситуацию для иностранных инвестиций, вызвавших рост нигерийской экономики, а также смог прижать к росту действующие на территории Нигерии террористические группировки.
За последние годы уровень жизни Нигерии заметно вырос, пусть она и остается бедной страной. Нигерия решила пойти по пути таких стран, как Китай и Индия: во-первых, создаются выгодные условия для иностранных инвестиций, чтобы инвесторы развивали экономику и инфраструктуру, а также привозили новые технологии, без которых развитие нереально, - следует отметить, небезуспешно, - даже Yokogawa Electric там свое представительство открыли, а это – не хухры-мухры: японцы абы куда не поедут. Также немалые средства сейчас вкладываются в образование – больше в средне-специальное, чем в высшее: дело в том, что создать свою университетскую Школу крайне сложно, но можно воспользоваться уже готовыми – в других странах, - подобным также занимаются китайцы и индусы, которые сами собственные ВУЗы не особо воспринимают, зато имеют хорошую школу рабочих специальностей, а наиболее умных и головастых направляют в США, например, - там сейчас много студентов из Китая и Индии. Из Нигерии пока немного, но есть. В общем, Нигерия метит в т.н. «новые индустриальные страны» (а в инвестиционной среде даже появился акроним МИНТ: Мексика, Индонезий, Нигерия и Турция, - для обозначения стран с быстро развивающимися рынками).
Поскольку в Нигерии сейчас работает немало иностранных компаний, они в итоге приходят к тому, чтобы нанимать местный персонал и обучать его – это элементарно дешевле: может быть, сначала нигериец и будет работать хуже, чем приезжий экспат, но зато работу эту выполнять будет дешевле, еще и за жилье ему платить не нужно и за транспорт корпоративный, а квалификацию со временем наверстает и даже если больше просить начнет – все равно дешевле выйдет. Это относится как к рабочим, так и к инженерам. В практически любой африканской стране в представительстве любой транснациональной корпорации работает немало нигерийцев.
В наши дни средний доход представителя нигерийской диаспоры в США превышает средний доход урожденного американца, процент людей с высшим образованием среди представителей нигерийской диаспоры также выше, чем в США. Некоторые нигерийцы (пока немного, но все больше) приезжают в США уже не в качестве бандитов как раньше, но в качестве инженерно-технического персонала, например, чем, как и нигерийские студенты, вызывают немалый гнев у афро-американцев: нигерийцы – это тоже black, а значит они имеют право претендовать на квоты для черных и отбирают их у афроамериканцев, поскольку обычно лучше подготовлены. Афроамериканцы даже термин придумали ADOS (American Descendant of Slaves – потомок родившихся в Америке рабов) и считают, что квоты должны даваться только им, а мигрантам из Африки – нет.
Примером такой успешной нигерийской семьи может послужить, внезапно, семья основательницы движения Black Lives Matter Опал Томети – ее отец является инженером-нефтяником, который работал в представительстве компании Shell в Нигерии, руководство его заметило, посчитало способным и перевело в инжиниринговый офис в США. Что это означает? Что сама Опал ADOS не является – она не потомок рабов. Я больше скажу: она йоруба, причем как-то с гордостью заявила, что ее предки – это аристократы йоруба. А что это значит? А то, что Опал Томети, с высокой вероятностью, является потомком работорговцев – ее предки ловили африканских рабов и продавали их европейцам. Иными словами, если кто-то и должен целовать афроамериканцам ботинки в знак извинения – то это, прежде всего, она.
Потомок угнетателей и работорговцев Опал Томети. Скажу вам, господа, что я бы закинул Опалке палку – возможно, стала бы она доброй и пересмотрела бы свои взгляды на белых мужчин.
Кстати, американские левые при своей критике Кэндис Оуэнс – еще одной темнокожей активистки, которая критикует виктимное поведение афроамериканцев и призывает их работать, а не сидеть на пособиях, утверждают, что та не является ADOS потому не понимает и не может судить, но Кэндис таковой, как раз, является, просто ее предков привезли не в США, на Карибы (на Виргинские о-ва, по-моему), а вот Опал – как раз, таковой не является.
А это – Кэндис Оуэнс. Ее предки тоже из тех краев – из народа игбо.
Вот так вот.
Немалые средства бюджета направляются и на ИТ-сектор – нигерийцы планируют создать ни много ни мало свою Силиконовую долину. Неизвестно, чем все это дело кончится, но проект, безусловно амбициозный. А нигерийские специалисты по информационной безопасности в Африке ценятся – в той же Кении их работает довольно много.
Район Йаба - пригород Лагоса. Нигерийская wannabe-Cиликоновая долина.
Также Нигерия имеет немалое культурное влияние в Африке – примерно сравнимое с влиянием Великобритании в Европе.
Прежде всего, это музыка: известный африканский музыкант Фела Кути, изобретатель жанра Afrobeats, - нигериец. Родился Фела, внезапно, в семье священника и феминистки (его мать была первой в истории урожденной африканкой, севшей за руль автомобиля – вот так-то) - вот такие вот взаимоисключающие параграфы. Вообще, я заметил такую закономерность: немало деятелей культуры, образ жизни которых, как и мировоззрение, были предельно далеко от христианства, родились либо в крайне религиозных семьях, либо в семьях священников. Это и комик Джордж Карлин, известный своими наркоманскими тусовками с хиппи и антирелигиозными выступлениями (про «невидимого мужика» - это он), и панк-рокер Джи Джи Аллин (настоящее имя, данное отцом, - ни много ни мало Иисус Христос), и известный антиклерикал Лео Таксиль, который воспитывался в иезуитском монастыре. Так и Фела Кути – христианство он отрицал, предпочитая традиционную религию йоруба, а также, будучи очень популярным у женщин, являлся большим бабником. Кути был сторонником полигамии: «Европеец женится на одной женщине, а потом, под покровом ночи, как жена ляжет спать – бежит к другим. Зачем? Не проще ли как мы, африканцы, завести себе сразу много жен?!», у него было четыре официальных жены, а также неизвестное, но весьма большое количество любовниц. Также он создал собственную общину сторонников, которую назвал Калакутта и представители которой также исповедовали многоженство.
В своих песнях Фела Кути поднимал остросоциальные темы: критиковал расизм (что немаловажно, как белый, так и черный), коррумпированную власть как Нигерии, так и прочих африканских государств, беспринципных военных, а также в целом африканское общество, желающее только подачек, но не стремящееся само строить себе будущее. За критику власти неоднократно был бит и брошен в тюрьму. Однажды, после того, как Кути записал свою известную песню Beasts of No Nation («Звери безродные» - позже был снят фильм о гражданских войнах в Африке, носящий аналогичное название), в которой критиковались как лидеры африканских стран, не развивающие их экономику, а только продающие их природные богатства за рубеж для собственного обогащения, так и конкретно власти Нигерии. После этого сотня солдат, - в основном, северяне-хауса, атаковали Калакутту, сожгли дом Кути вместе со студией, избили и выкинули в окно его пожилую мать, что послужило причиной ее смерти, начали избивать самого Кути и забили бы его насмерть, если бы солдат не остановил офицер-южанин, которого самого не устраивала власть северян. Калакута была ликвидирована, но Кути продолжил свое творчеств и свою борьбу. К сожалению, его любовь к дамскому обществу и принципиальное пренебрежение презервативами оказались для него фатальными – в 1997 году он умер от СПИДа.
Зачем я вообще про него написал? Да потому, что несмотря на то, что он являлся сыном феминистки и был, в целом, сторонником женской эмансипации, он считал и нередко упоминал об этом в интервью, что феминисток второй волны, которые начали поднимать голову как раз в 70-80е, в период пика творчества Кути (в Нигерии им и не пахло, но на Западе они уже начали активничать и Кути понимал, что рано или поздно и до Африки они доберутся), уже не интересуют права женщин – они хотят притеснять и грабить мужчин, и если не принять меры, то последствия могут быть катастрофическими. Как в воду глядел. Таким образом, Кути можно считать маскулистом.
А феминистки нигерийские его очень не любят, считая символом маскулизма.
Также в Нигерии снимается много фильмов: «Нолливуд» штампует их конвейером, - в основном, это малобюджетные картины, хотя последнее время, по мере экономического роста, в кино стало вкладываться больше средств. Нигерийские фильма представляют из себя что-то среднее между «Болливудом», китайскими фильмами 80-х (хотя современные китайские фильмы от них тоже не далеко ушли – просто бюджет у них вырос) и фильмами с Никитой Джигурдой. Получается своя самобытная трешатина. Обычно нигерийское кино смотреть невозможно, но некоторые боевики доставляют – это как китайские боевики про летающих кунг-фуистов, но с огнестрелом.
Вот типичный герой нигерийского боевика:
Или даже вот так:
Немало денег сейчас вкладывается и в туризм: в частности, нигерийцы развивают у себя пляжный туризм (помню «отчеты» Варламова – пляжи у него были полностью загажены, а когда я приехал – все было уже более-менее чистенько), а также эко-туризм (национальные парки, зверушки всякие в дикой природе: львы, жирафы, крокодилы, бегемоты, обезьянки, кашалоты).
Все ли в Нигерии так гладко и прекрасно? Нет – к сожалению, нет: Нигерия имеет те же проблемы, что и, например, Индия, но в гораздо большей мере, имея при этом менее развитую экономику.
Во-первых, коррупция в Нигерии пусть и снизилась, но все еще цветет и пахнет: индекс коррумпированности составляет 144 из 180 (у Русского Мира – около 135). Во-вторых, весьма большая часть населения привыкла жить в хижинах из говна и палок, работая 8-10 часов в неделю, что экономике совершенно не помогает. Меры принимаются, иногда – даже радикальные, но процесс идет весьма медленно. В-третьих, большие проблемы с инфраструктурой и с застройкой. Районы типа Йаба быстро разрастаются, но пригороды в основном выглядят вот так:
В-четвертых, в Нигерии все еще активничает немало недобитых террористических группировок: и различные сепаратисты, и коммунисты, и исламисты, что не помогает ни устройству инфраструктуры, ни привлечению иностранных инвестиций.
Наиболее известной террористической группировкой является т.н. «Боко Харам» («Боко» нигерийцы называют то, что у нас в России называют «Западом», а «харам» - и так понятно), что можно перевести как «Западные ценности – зло!». Основателя организации Мохаммеда Юсуфа иногда называют «африканским Усама бен Ладеном» - у них даже образование одинаковое: управление бизнесом. Юсуф – выходец из довольно состоятельной семьи, учился в свое время в США, в Калифорнии, но в результате выбрал другой путь. В основе идеологии «Боко Харам» лежат исламизм и черный расизм. Вообще, взгляды Мохаммеда Юсуфа очень похожи, кстати, на взгляды Варга Викернеса, только у одного ислам (сильно по-своему трактуемый), а у другого – скандинавское язычество (тоже сильно по-своему трактуемое), у одного черный расизм, у другого – белый. Кстати, аналогично с этим радикальная ультраправая организация «Нация Вотана» очень похожа по риторике на радикальную организацию чернокожих «Нация ислама», а при том, что «Нация ислама» появилась раньше, очень интересно было бы поднять вопрос об авторских правах. Или тут просто вступает в действие т.н. «принцип подковы»?
Боко Харам. Улыбаемся и машем.
В 2009 году Мохаммед Юсуф был ликвидирован, а в 2015 в ходе контртеррористических операций было убито большинство прочих лидеров Боко Харам, а также отбито большинство контролируемых ими территорий. Но, при этом, организация хоть и сильно ослаблена, но продолжает быть активной и иногда предпринимает попытки терактов (не всегда небезуспешные).
Еще одной серьезной проблемой являются межэтнические конфликты между южанами и северянами: южные народы игбо, йоруба и эдо на данный момент вполне осознают себя единой нигерийской нацией – исключения есть, но их не больше, чем в России сторонников «свободной Ингрии» или «национальности сибиряк», а вот осознавать себя единым народом с северянами хауса они не хотят. Играет роли и религиозный фактор: если южане в основном христиане, атеисты или приверженцы традиционной религии йоруба, то хауса в основном – мусульмане. Помимо этого, южане гораздо более вестернизированы и именно они составляют основную часть нигерийских бизнесменов, инженеров, юристов, менеджеров и т.д., в то время как северяне – это, в основном, бандиты и спорсмены – в лучшем случае военные. Южные регионы производят большую часть ВВП страны – даже наиболее привлекательный для инвестиций город – это находящийся на юге Лагос, а не столица страны Абуджа, в то время как северные регионы в основном дотационны. При этом северяне нередко не стесняются выражать презрение к южанам, считая их «слабаками» и иже с ними – президент Мохаммаду Бухари принимал меры для того, чтобы сгладить трения и избежать второй Биафры (причем Биафрой могут стать все южные регионы, а не только один), но конфликты все равно периодически возникают – вплоть до вооруженных столкновений на улице.
Ситуация усугубляется еще и вопросом межполовых отношений: на более вестернизированном Юге немало женщин уходит в проституцию – как в Европу (большинство чернокожих проституток в Европе – это нигерийки, хотя в России, кстати, их мало – тут ганийки в основном), так и в более богатые африканские страны (ЮАР, Ботсвана, Экваториальная Гвинения), также, с увеличением количества туристов и иностранных инвестиций (а следовательно – экспатов) нигерийки начали выходить замуж за иностранцев, в связи с чем женщин на южан начало не хватать. Те нашли выход: начали привозить себе жен с Севера. Южане – хоть и не мусульмане, но за калым северные патриархи глаза на это нередко закрывают и отдают им своих дочек, - в конце концов, южане в среднем богаче северян, таким образом в результате в пролете по женщинам остаются уже северяне.
Мой друг из Нигерии не раз говорил о том, что северян не любит, а в разговоре о Нигерийской гражданской войне выражал сочувствие Биафре. А на данный момент страну охватывают протесты против жестокости со стороны полиции (нигерийская полиция и правда весьма жестока и коррумпирована, любит «трясти» местный бизнес, плюс подливает масла в огонь то, что большинство высокопоставленных офицеров полиции – северяне, а большинство бизнесменов - южане), в ходе которых начинают прослеживаться сепаратистские настроения.
Демонстрация. «Полиция нас грабит!».
Как в Нигерии обстоят дела с правами мужчин? На Севере – примерно как у нас в регионах Северного Кавказа. А вот на Юге – примерно как в Европе в годах 80-х: раздельное имущество в браке, ребенка оставляют с родителем, который, согласно экспертизе, может создать ему лучшие условия – в основном, это, естественно, отец. Также действует совместная опека – при разводе устанавливаются дни, когда другой родитель, с которым ребенок не живет, имеет право с ним встречаться.
Но феминизм тоже есть. Если на Севере быть феминисткой опасно для жизни, то на Юге феминистское движение есть и иногда они даже устраивают демонстрации.
Нигерийский фемо-шабаш. В рядах не только женщины. Воистину, баборабы - они и в Африке баборабы.
Феминистические общества на юге страны финансируются с Запада, откуда в Нигерию нередко на выступления приезжают всякие именитые феминистки. Пока успехов у них мало, но какие-то подвижки у них тоже, к сожалению, есть (но небольшие) – а ведь Фела Кути предупреждал, что это даже на Западе может иметь серьезные последствия, а для Нигерии, где экономика гораздо слабее, а обстановка гораздо менее стабильна – и вовсе может привести к катастрофе.
Армия в Нигерии призывная – срок службы составляет 2 года, но есть и контрактные части. Призыву, при этом, подлежат также и женщины.
Армейские девчули.
На Севере проституция нелегальна, причем к ответственности привлекается как проститутка, так и клиент (поэтому богатые северные чиновники и силовики ездят за этим делом в Лагос), а вот на Юге все проще: сутенерство или владение борделем запрещено (хотя шалманы есть, но я бы не рискнул туда идти), а вот проституция разрешена. Проститутки делятся на уличных (лучше не надо) и клубных. Цена вопроса на клубную – около 15 000 найр или 30 евро за ночь. Среди нигериек немало весьма красивых женщин – на мой взгляд, самые красивые женщины в Африке – это именно нигерийки.
С проститутками все понятно, а как с «приличными»? Северянок лучше даже не трогать – себе дороже, а вот с южанками попробовать можно, только осторожно, - в целом, они настроены на разговор, причем пока еще не избалованы всякими туристами (но процесс, к сожалению, идет: всем известно, что баборабы – это собаки на сене, которые и себе подгадят, и другим), - например, нигерийки может взять и угостить мужчину вином (нет, ничего не подмешивая, хотя такие тоже есть, потому ухо нужно держать востро), - у тех же кубинок я подобное только в далеком 2012м наблюдал и в целом ценят секс ради секса, просто для удовольствия.
Способствует этому и местная поп-культура. Вот, например, известная нигерийская певица Princess Vitarah:
Я считаю ее настоящей высокоранговой самкой: например, у нее есть песня “Nigerian pussy is the tightest” («Нигерийская киска – самая узкая»), а есть песня “I want 20-inch dick” («Я хочу 20-дюймовый член»), что говорит о ее жертвенности – очень важном качестве для настоящей берегини. А в своей песне “I swallow his babies” («Я глотаю его детей») она не только подсказывает отличный способ против нежелательной беременности, но и делает аллюзию на древнегреческие мифы, в который Крон поглощал своих сыновей, чтобы те его не свергли, повышая тем самым общую эрудицию своих слушателей. В общем, во всех отношениях приятная девушка.
Процент ВИЧ-инфицированных в Нигерии составляет 1,5% - как в Русском Мире.
Женская гипергамия имеет место быть – к сожалению, это неотъемлемая часть общества, от которой не избавиться, и бьет, в основном, по местным, но, во-первых, развита она пока не сильно (хотя всякие туристы это «недоразумение» уже старательно поправляют – мой друг весьма нелестно о них отзывался), во-вторых, на данный момент (неизвестно, надолго ли) социальные лифты в Нигерии работают весьма хорошо и вчерашний мумба-юмба вполне может выучиться, скажем, на сварщика и получать уже не 30 евро, а около 300, а дальше и на инженера выучиться, еще больше увеличив свой заработок -Нигерия сейчас проводит индустриализацию, потому образование более чем доступно, а рабочие руки очень нужны.
Вот такая вот она, Нигерия. К сожалению, моя поездка туда была короткой, но надеюсь когда-нибудь посетить ее снова – есть у страны своя какая-то харизма. Надеюсь, она сможет решить свои проблемы и достичь своих целей.
Источник vk.com
|