Что такое примативность и радиус интересов?
В дискуссиях в маносфере часто встречается термин "примативность", но разные авторы понимают это понятие по-разному. В этой статье я изложу свою точку зрения.
Начать можно с того, что термин "примативность" впервые ввёл в употребление Анатолий Протопопов в 1998 году. Согласно основоположнику, примативность - это степень влияния на поведение человека инстинктивных, врождённых программ по сравнению с воспитанием или логическим мышлением.
Многие из вас, наверно, видели, как маленькая девочка обращалась к кому-то из сверстников "Поди сюда, кое что покажу..." А потом другому "А тебе не покажу!". Или как мальчик-подросток кидался в одноклассницу слюнявыми бумажками, от чего девочка была в полном восторге.
В таких ситуациях многие, наверно, думали "Кто их так научил?", "Откуда они знают такие методы манипуляций?", "Откуда они знают, что это понравится вопреки всей логике?"
Ответ на этот вопрос прост: такое поведение заложено от рождения. Но не у всех. С возрастом, а также по мере учёбы или получения воспитания, примативность у всех людей снижается. Примативность женщин, в среднем, выше примативности мужчин. Но примативность мужчин имеет большую дисперсию (разброс).
Также, примативность различается между национальностями, например, белые европейцы имеют довольно низкую примативность, но при этом большой разброс значений, а китайцы имеют примативность немного ниже, чем европейцы, но разброс значений очень невелик.
Примативность коррелирует с IQ: высокий IQ, как правило, означает низкую примативность, но низкий IQ может говорить как о высокой примативности, так и о деменции.
Так каковы же признаки высокой или низкой примативности? Можно ли, глядя на поведение человека, однозначно определить его уровень примативности?
Одним из ключевых факторов, дающих ответ на поставленный вопрос, является понятие радиуса интересов.
На протяжении истории люди выработали способность сотрудничать и взаимодействовать в больших и маленьких коллективах для достижения определённой цели. Однако взаимодействие в рамках огромного коллектива страны или нации требует стратегического мышления, альтруизма и доверия по отношению к незнакомым людям, самопожертвования и героизма, профессиональной специализации, которые не нужны для взаимодействия в рамках небольшой группы или банды.
В то же время, для выживания в рамках небольшой группы требуется хитрость, изворотливость, умение подставлять ближнего и выходить сухим из воды, отстаивать свой ранг с применением насилия.
Таким образом, для эффективного взаимодействия в рамках большого коллектива нужна способность к обучению, законопослушность и логическое мышление - низкопримативные качества. Они способствуют победе над внешними врагами.
А для успешной деятельности небольшой банды нужны, наоборот, высокопримативные качества. Они способствуют как выживанию банды, так и выживанию отдельного индивидуума в составе банды.
Таким образом, чем больше размер коллектива или географической области, с которым себя отождествляет человек, тем ниже его примативность.
Низкопримативы обычно космополитичны и думают о глобальных проблемах человечества и мира в целом. Они хотят сделать открытие, совершить революцию, подвиг, создать что-то небывалое, прославиться. НП обладают критическим мышлением, способны к самокритике. Сами генерируют идеи и принципы своего мировоззрения, могут логично его изложить.
Среднепримативы обычно патриоты, националисты, традиционалисты, религиозные консерваторы или карьеристы. Они хотят выделиться модными и дорогими предметами или социальным статусом. СП обладают стадным, конформистским мышлением, не способны к самокритике без внешнего давления. Обычно считают себя приверженцами какой-либо идеологии или мировоззрения, но не могут логично изложить его принципы. Часто суеверны и агрессивны к чужакам.
Высокопримативы обычно отождествляют себя с небольшими группами, находящимися недалеко от их места нахождения (район, двор, класс, банда). В таком коллективе они поднимают свой статус за счёт унижения других членов коллектива и победы в конфликтах. ВП не способны к самокритике и часто не интересуются какой-либо идеологией. В других случаях используют идеологию как аттрибут для своего статуса, не вникая в детали.
Таким образом, все идеологи, революционеры, основатели религий, изобретатели и знаменитые учёные -низкопримативы.
После революции, как правило, устанавливается мирное время, и власть переходит к среднепримативным политикам - политикам мирного времени. Они живут по правилам, установленным низкопримативами до них, стараясь ничего не менять.
Высокопримативы, как правило, в политику не попадают.
В течение жизни примативность человека меняется. И хотя есть много способов снижения примативности, повышение примативности практически невозможно.